СОВЕРШЕНСТВО В ЭСТЕТИКЕ

эксклюзивная продукция
для эстетической стоматологии

материалы, оборудование, инструменты

Micerium S.p.A., Ronvig Dental Mfg, Garrison Dental Solutions

 

Получить более подробную информацию или
оформить заказ Вы можете по телефонам
+38 067 335 7401, +38 066 084 5851, +38 093 486 6635

 

  1. 0
  2. 1
  3. 2
  4. 3
« »

Целью многих дантистов при работе с композитами является восстановление естественного цвета живого зуба. Этот фактор при стратификации композитов объясняет не только взаимосвязь и основание эстетического определения цвета, но и отвечает на вопрос: как можно достичь заранее определенных результатов при композитных реставрациях?

Цвет является существенной составляющей восприятия окружающей среды. Он тесно связан для каждого индивидуума с определенными чувствами, эмоциями и понятиями. Эта связь отражается как в культуре общества, так и в собственном опыте каждого человека. Цвет может передавать чувства, изменять настроение, влиять на энергию: цвет также имеет эмоциональное воздействие, то есть способствует улучшению настроения или беспокойству. Поэтому для человека почти невозможно отделить «видение цвета» от «ощущения цвета», так как наше зрительное восприятие во многом зависит от чувств.

Поэтому не удивительно, что эти факторы и влияние таких аспектов как здоровье ротовой полости и уход за зубами пациентов способствовали тому, что в современной стоматологии очень большое внимание уделяется эстетическому виду передних и боковых зубов при реставрации композитами. Не смотря на то, что цвет как таковой рассматривается лишь как один из немногих аспектов влияющих на вид зуба после реставрации, очевидно, что негармонично подобранная цветовая гамма может стать более разрушительной для конечного результата, чем все остальные важные факторы. Именно это и является причиной того количества времени, исследований и средств, затраченных на определение цвета в современных реставрациях с помощью композитных материалов.

Именно поэтому определение цвета и обсуждение нюансов цвета остаются как для дантистов, так и для зубных техников одним из важнейших и больших вызовов в их работе. Несмотря на большое значение, которое имеет определение цвета при реставрации, обычно, в высших учебных медицинских заведениях этот аспект не изучается глубоко. Возможно, причиной этому является то, что определение цвета, до сегодняшнего дня, не рассматривалось как составляющая учебного плана здоровья и, возможно, из всех областей медицины только определение цвета признает необходимость понимания и применения трех равных элементов. Эти элементы можно определить как научные аспекты, объективные причины и субъективные реакции и соответственно классифицировать.

Научное рассмотрение принимает во внимание основополагающие свойства и природу света и физико-химические свойства как естественного цвета и так и предмета, который исследуется в данном случае. В стоматологии это рассмотрение должно включать понимание анатомии и физиологии различных структур, которые влияют на здоровье ротовой полости. При этом необходимо знать анатомию и физиологию глаза, так же как и владеть полной информацией об интерпретации головным мозгом человека картинок и цвета (рис.1 и 2).

 
Рис. 1, 2. Прямая реставрация на втором премоляре с идеальной эстетикой и прекрасно подобранным цветом.

Объективное рассмотрение должно принимать во внимание понимание эффекта, который оказывают различные цвета как на общество в целом, так и на индивидуума в частности. Научный подход дает также понимание того, что такие объективные причины влияют на часть психофизики, психо-философии, так же как и этики и морали современного общества. Хотя это аспекты будут социально и культурно различны, можно создать унифицированный образец и, соответственно, получить заранее запланированный результат.

Субъективная оценка, вероятно, имеет меньше всего научного компонента, по сравнению с двумя остальными элементами. Тем не менее она занимает доминирующую позицию. Чтобы достичь максимально совершенного цвета, необходимо субъективное ощущение координировать с позитивным и конструктивным способом. При изготовлении коронки задействованы 3 различных человека: врач, пациент и техник. Так как каждый из них интерпретирует цвет по-своему, удовлетворительный результат можно получить лишь тогда, когда будет достигнуто согласие по каждому оттенку цвета. Чтобы достичь этого, часто необходим трудный и продолжительный процесс, при котором нередко появляются новые способы изготовления реставраций. Научная литература описываете сексуальные и возрастные различия при реакции на цветовые стимулы, а также культурные и этнические различия.

Кроме того, производители эстетических реставрационных материалов ненамеренно способствовали развитию системы определения цвета: хотя они производят чудесные эстетические материалы, при недостающей унифицированной стандартизации процессов производства или различных уровней производства слишком часто получаются полностью различные свойства цвета одного и того же материала. Хотя цветовое кольцо является традиционным методом при определении цвета, в большинстве случаев оно не может помочь, так как не изготовлено из соответствующего реставрационного материала.

Основной целью этой публикации является развитие понимания природы цвета и наряду с этим представления простого «руководства» технику, которое, я надеюсь, поможет устранить много недостатков при определении цвета (рис. 3 и 4).

 
Рис. 3, 4. Реставрация центрального резца. Хорошее эстетическое впечатление сохраняется даже вопреки неправильному выравниванию резца.

Природа цвета

Современное понимание цвета берет свое начало в 15 столетии после открытия спектральной природы света Исааком Ньютоном. Он предположил, что световые лучи состоят из потока частиц. Эксперименты с призмами показали, что белый цвет можно разложить на различные цвета. Мы знаем сегодня, что эксперименты Ньютона показали, что свет состоит из энергии волн различной длины. Он рассматривал вселенную как магнитное поле с положительными и отрицательными зарядами, которые постоянно колеблются и продуцируют перманентные электромагнитные волны. Каждая из этих волн имеет различную длину и скорость движения, вместе они образовывают электромагнитный спектр. Мы можем видеть только приблизительно 40 % цветовых волн, которые содержатся в солнечном свете. Хотя белый цвет выглядит для нас бесцветным и однообразным, он однозначно состоит не только из совокупности волн различной длины, но и имеет корпускулярную структуру.

 
Рис. 5. Эта радуга демонстрирует естественные цвета (оттенки) (Hue).  

Цвет в свете

 Чтобы увидеть весь спектр оттенков, которые содержатся в солнечном свете, необходимо разложить белый цвет с помощью призмы. Так как каждый из цветов имеет другую длину волны, каждый преломляется под различным углом. Во время дождя, когда дождевые капли служат естественными призмами, мы можем увидеть радугу в небе. Когда солнечный свет падает на каплю, каждая из различных волн преломляется под другим углом, и таким образом возникает радуга. Она состоит из «октавы света» и включает в свой состав 7 известных основных цветов: красный имеет самую длинную волну, которую мы можем видеть. Волна имеет самую низкую частоту магнитной энергии, способна нагревать и возбуждать. Фиолетовый цвет имеет самую короткую длину волны и самую высокую частоту. Он имеет низкую цветовую температуру и кажется очищенным (рис. 5).

 

 

Вне видимого спектра

На каждой стороне видимого спектра имеется много волн различной длины, которые мы не можем видеть. Ультрафиолетовый цвет расположен как раз за видимым фиолетовым цветом. Выше по спектру находятся электромагнитные волны, имеющие увеличенную частоту, так как длина волн далее постепенно сокращается, завершают спектр рентгеновские и гамма лучи.

В противоположном конце спектра ниже красного цвета находится инфракрасный. Также как красный цвет, он имеет способность нагревать и передавать большое количество тепла; это качество используется, например, в инфракрасных лампах. За ним следуют электромагнитные лучи с увеличением длины волны и снижением частоты; завершают эту часть спектра радиоволны.

 
Рис. 6. Видимый спектр. Голубой находится между 400-500 нм. Зеленый находится между 500-600 нм и красный в районе 600-700 нм.  

Человеческое восприятие цвета зависит от света, от отражающих предметов, глаз и мозга наблюдателя. Цвет естественного свечения предмета называется цветом свечения или флуоресценцией, она может быть естественной или искусственной. Мы называем цвет освещенного предмета цветом объекта, он может возникать из отраженного или рассеиваемого света.

Энергия, которая транспортируется волнами с около 400-700 нм длиной волны, раздражает рецепторы в сетчатке глаза и таким образом происходит восприятие цвета. Следующие длины волн соответствуют следующим трем изначальным цветам:

  • 400-500 нм = синий
  • 500-600 нм = зеленый
  • 600-700нм = красный.

Все цвета, которые встречаются в природе, являются результатом комбинирования различной интенсивности этих трех цветов: 100 % = белый цвет, 0% = черный, 50% = серый (см. рис. 6).

 

 

 

 
Рис. 7. Колесо цвета содержит основополагающие цвета (Hues): красный, зеленый и синий. Каждому основному цвету соответствует дополнительный оттенок: циан, магента и желтый.  

Колесо цвета и дополнительные цвета

Если мы расположим все эти цвета в круге, мы получим колесо цвета. При более детальном рассмотрении можно увидеть, что определенные цвета расположены друг против друга:Каждый цвет имеет дополняющий или противолежащий цвет, таким образом, в колесе находятся три дополняющие друг друга пары. Точно как положительное и отрицательное магнитные поля притягиваются, также притягиваются дополняющие цвета. Рис.7 демонстрирует графическую взаимосвязь между тремя основными цветами красным, зеленым и синим, и тремя основными цветами света циан-синим, магентом и желтым.
 

 

Температура цвета

Цвет тесно связан с температурой. Температура цвета (То) измеряется в Кельвинах. Чем выше температура цвета, тем ближе цвет к синему, и чем температура ниже, тем ближе цвет к красному. Солнце в полдень имеет температуру 5000о по Кельвину (рис.8 и 9).
 
 
Рис. 8, 9. Фотографии демонстрируют соотношение цвета и температуры: голубой с высокой температурой и красный с низкой температурой.

Описание цвета

Цвет можно описать или определить минимум тремя различными способами:
 
  • спектральная фотометрия описывает физические свойства цвета (например, способность поверхности спектрально отражать волны различной длины).
  • цветометрия (колориметрия) описывает, с чем цвет гармонирует.
  • система Манселла описывает, как цвет выглядит.

Система цвета по Манселлу

Эта система была предложена американцем Манселлом в 1905 году, но свое дальнейшее развитие она продолжила лишь в 1943.
Он определяет 3 составляющих (атрибута) цвета: Н (оттенок цвета), С (хроматичность), V (яркость).
Определение цвета в стоматологии базируется на этой системе. Манселл предложил шкалу с четко пронумерованной последовательностью работы для каждого из атрибутов.

Оттенок цвета (Н)

Оттенок – это атрибут цвета, с помощью которого мы отличаем синий от желтого, красный от зеленого и т.д. Манселл определил красный, желтый, зеленый, синий и пурпурно красный основными цветами и разместил их на одинаковом расстоянии в круге. Кроме того, он определил еще 5 дополнительных оттенков:
 
  • желто-красный
  • зелено-желтый
  • сине-зеленый
  • пурпурно-голубой
  • красно-пурпурный.

В общем, мы получаем 10 цветов.

Яркость цвета

Яркость как атрибут показывает яркость, другими словами, светосилу цвета: шкала яркости варьируется от 0 для абсолютного черного до 10 для абсолютного белого. Черный, белый и промежуточный серый считаются нулевыми цветами, которые не содержат никаких оттенков. Цвета, имеющие оттенки, называются хроматичными (рис.10 и рис.11).
 
 
Рис. 10. Шкала яркости и карта с распределениями от 0 до 10. Черная или низкая яркость соотноситься с 0. 10 относится к белому цвету, оттенки, лежащие между ними относятся к серому цвету.   Рис. 11. Хроматическая шкала цвета с низкой насыщенностью цветом слева и плотной на правой стороне.
 
 

Хроматичность цвета

Хроматичность цвета – это отклонение цвета от нулевого такой же яркости. Цвета с низкой хроматичностью иногда описывают как «слабые», а с высокой – как «сильные» или «чистые, ясные».
 
  Рис. 12. Система цвета по Мюнселлю. Вертикальная ось представляет яркость от черного в нижней части до белого в верхней. Колесо, который располагается вокруг этой оси, показывает оттенок цвета (Hue), цвет добавляется по направлению к внешнему краю, и лежит вертикально к вертикальной оси. Таким образом, может оттенок цвета, цветность и яркость наблюдать при различных комбинациях.

Сфера насыщенности цвета по Манселлу

Оттенок, яркость и хроматичность можно изменить независимо
друг от друга, тогда они могут упорядочиваться в трехмерном пространстве. Цвета нуля размещаются на вертикальной линии, которая называется серединная нулевая линия. Черный находится внизу, белый – вверху, все серые тона лежат между ними. Цвета упорядочиваются под различным углом вокруг серединной линии и хроматичность размещается вертикально к средней линии, повышаясь при движении наружу (рис. 12).

CIE XYZ

В 1931 году появилась система цвета CIE XYZ, которую иногда обозначают также как «норма-система цвета». Красная составляющая цвета располагается на оси Х, а зеленая на оси Y. Каждый цвет занимает соответствующее положение в системе координат, и спектральная чистота цвета сокращается по мере продвижения налево по системе. В этой системе не принималась во внимание яркость.

CIA L*A*B*

 
  Рис.13. Шкала CIEL*A*B*. Яркость представлена на вертикальной L-шкале и оттенок представлены вдоль ab-оси.
Здесь идет речь о трехмерной модели, в которой различия между цветом представлены расстоянием, которое измеряется калориметрами. Ось-а изменяется от зеленого (–а) до красного (+а); ось-b от синего (–b) до желтого (+b). Яркость повышается в направлении вверх (рис.13).

Хроматические и ахроматические цвета

Белый, черный, серый тона считаются однородными цветами. Они не обладают ни оттенками, ни хроматичностью. Хроматичными считаются цвета, которые имеют так называемую «цветность», то есть все цвета, кроме черного, белого и серого.

Цвет живого зуба

При описании цвета живого зуба необходимо обозначить 2 дополнительных атрибута: опалесцентность и флюоресцентность. Определение первых трех атрибутов уже были сделаны Манселлом, но каждый для себя может классифицировать их дальше:
 
  • Оттенок: основной цвет живого зуба определяется цветом дентина. Цвет живого, здорового зуба варьируется от желтого до желто-красного.
  • Хроматичность: это свойство цвета определяется также по дентину, но кроме того, оно находится в зависимости от транслюценции (полупрозрачности) и толщины эмали. Чем тоньше эмаль, тем выше хроматичность. В цервикальной области, где эмаль тоненькая, цвет очень насыщенный. Чем толще эмаль, тем ниже насыщенность и усиливается эффект диффузии.
  • Яркость: яркость живого зуба зависит от качества и толщины эмали. Чем толще эмаль, тем больше проявляются оптические эффекты, что также имеет место при высокой яркости. С другой стороны, толстый, опаковый дентин снижает яркость эмали (рис. 14, 15, 16).
  • Опалесценция: в живом зубе этим эффектом обладает эмаль. Он возникает благодаря различным индексам преломления органических и неорганических составных частей эмали зуба, а также способности кристаллов ксилапатита рассеивать встречающийся свет. Результатом этого является, что длинные волны могут проникать сквозь зуб, в то время как более короткие волны отражаются и производят при этом голубоватое мерцание (эффект Гало). Цвет варьируется от голубого к серому до белого в областях преломления (рис. 17).
  • Флуоресценция: Этот эффект встречается, когда тело пропускает определенную часть энергии света и после этого снова рассеивает его в видимом спектре. В зубе этот эффект создан ультрафиолетовыми лучами, которые, проходя сквозь эмаль, достигают пигментный слой между эмалью и дентином. Лучи преломляются и вызывают интенсивно белую до светло-голубой эмиссию света.

 

 

 
  Рис. 14, 15 и 16. Вариации яркости живого зуба. Низкая яркость представляется рис.14, средняя дает в итоге кремовый оттенок и высокая продемонстрирована белым оттенком.  
Рис. 17. Типичный эффект опалесценции, представленный голубым, куполовидным Гало-эффектом (мерцанием) в инцисальной области и плотным белым опалесцентным в средней трети. Обратите внимание на слой плотного цвета на внешней границе «Гало-эффекта».

 

Транслюценция и опаковость

Достаточно тяжело объяснить эти параметры, а их количественное определение даже еще более трудное:
 
  • опаковость: большинство лучей света отражаются или поглощаются, поскольку внутри объекта находится область, которая состоит из высокой концентрации частиц;
  • прозрачность: большинство лучей проходят сквозь объект, так его содержимое не состоит из массы концентрированных частиц;
  • транслюценция: лучи проходят сквозь предмет и также отражаются, поскольку предмет состоит из дискретно расположенных частиц.

Согласно этим определениям, материал считается транслюцентным, если он состоит из вещества, имеющего в своем составе неконцентрированные частицы, которые при встрече со светом, отражают и рассеивают его. В живом зубе эти частицы (вследствии их крохотных размеров и неправильной формы) отражают, в основном, короткие волны (волны, несущие голубой цвет). Таким образом, при встрече со светом эти частицы создают в зубе эффекты «мерцания, блеска» и «жизненности», это и есть так называемая опалесценция.

Здесь уместно и целесообразно рассеять один из самых больших мифов при определении цвета зуба. Сегодня «транслюценция» стала одним из самых привлекательных слов в эстетической стоматологии. Поэтому многие дантисты в поисках «невидимой» реставрации, требуют от техников больше и больше транслюценции.

Правильное понимание сказанного выше состоит в том, что, очевидно, дантисты пытаются воспроизвести не более сильный эффект полупрозрачности, но скорее более отчетливый блеск и жизненность зуба, т.е. больше опалесценции. Этот незначительный аспект должен приниматься во внимание. Автор имеет в виду, что применение названия «опалесценция» вместо понятия «транслюценция» внесет большее понимание (со значительно меньшей путаницей) относительно требований, выдвигаемых дантистом к определенной реставрации.

Физиология естественного цвета живого зуба

Цвет зуба является результатом комбинированного эффекта взаимодействия света с эмалью и дентином зуба.
 
 
  Рис. 18. Продольный разрез центрального резца. Прекрасно видна связь варьирующихся по толщине дентина и эмали. Полихроматические эффекты областей с плотной насыщенностью цветом так же легко узнаваемы как и опалесцентные области с микроскопическими частицами в эмали.

Эффекты в дентиновом слое

Макро- и микроанатомическая структура дентина имеет области с высокой и низкой насыщенностью опаковым цветом. Поэтому именно дентин отвечает за оттенок и хроматичность зуба. В научной литературе упоминается преимущественно область с желто-красным оттенком, но количество зубов с таким оттенком колеблется от 76% до 86%, то есть большинство дентинов имеют желтые оттенки.

Согласно шкале Vitapan в основном цвет зуба соответствует группе оттенков А, с небольшим процентным соотношением из оттенков группы В.

Структура канальцев дентина, которые имеют различный диаметр, количество и неправильное s-подобное распределение, образуют области с большими или меньшими участками минерализации. Различная микроанатомическая структура, трубчатое строение вместе с грубой анатомией дентина образует участки с различными коэффициентами преломления света, что проявляется негомогенным рассеиванием и отражением лучей света. Это и создаёт области с более толстой опаковостью и насыщенностью различных оттенков дентина, в которых проявляется эффект полихроматичности.

Ванини (1996) исследовал этот эффект и определил его как «хроматически образованные полосы» и применил этот термин к эффекту полихроматии (рис. 18). Раньше эти полосы описывались на более грубом уровне, который состоит из трёх переходящих друг в друга областей:

  • пришеечная область (цервикальная треть зуба)
  • средняя часть (средняя треть зуба)
  • область резцового края зуба (инцисальная треть зуба)

Цвет в пришеечной области имеет самую высокую насыщенность, которая снижается соответственно через среднюю треть до резцового края, который имеет самую низкую насыщенность. Ванини показал, что даже внутри этих трех взаимопереходящих областей имеются участки с высокой опаковостью и насыщенным цветом, которые смешаны с участками с более низкой насыщенностью и таким образом способствуют проявлению эффекта полихромности. Эти участки можно структурировать по определенному образцу, который делает похожими слои различных цветов, или может случиться случайное рассеивание различных цветов (хроматичность). Органические пигменты, которые находятся внутри микроструктуры дентина ответственны за эффект флюоресценции, который проявляется в белом или голубом оттенках зуба.

 
 
  Рис. 19. Типичный опалесцентный эффект. Обратите внимание на голубой мерцание, которое окружает участок опалесцентный эмали. В инцисальной трети четко визуализирована интенсивно окрашенная область, она покрыта снежной опалесцентностью. Наблюдается явное полихроматическое влияние дентина, что проявляется в этом случае в наличии отчетливых слоев с различной насыщенностью цветом.

Эффекты в эмали зуба

Направленная беспорядочность неорганических призм эмали, различная толщина эмали над дентиновым слоем и присутствие связующего слоя состоящего из протеинового пигмента, позволяют отражать, преломлять и пропускать свет. Свойства эмали пропускать свет и опалесцировать являются причиной яркости и интенсивности света, а также/и эффекта опалесценции в нижележащем дентиновом слое, который предаёт зубу блеск и жизненность. Чем толще эмаль, тем больше преломляется и отражается свет, и таким образом яркость тоже повышается, что способствует ярко белому цвету зуба.

Комбинированные эффекты эмали и дентина

Оптимальный цвет зуба при реставрации
 достигается комбинированием оптических эффектов эмали и дентина. Следовательно, необходимо понимать влияние, которое эти два компонента оказывают на способности друг друга.

Опаковый дентин, который определяет атрибуты цвета и хроматичности, имеет тенденцию снижать яркость эмали, соответственно цвет зуба изменяется в сторону серых оттенков. Когда эмаль очень тонкая, а дентин наоборот очень насыщенный (как в цервикальной области), оттенок дентина влияет на основной цвет зуба. Если эмаль утолщенная и одновременно дентин имеет не большую толщину (как в средней трети), именно эмаль определяет белый цвет зуба в данном случае. Тщательное рассмотрение зуба показывает, что полихроматичная природа дентина имеет сходное влияние на яркость зуба, образец изменений яркости в эмали похож на образец полихроматичности дентина (рис.19).

 

 
Рис. 20. Еще один пример скомбинированных полихроматичных эффектов дентина и опалесцентных эффектов эмали.  

Эффекты опалесценции, транслюценции и интенсивности

Опалесценция в зубе возникает из-за микроскопических частиц в пропускающей световые лучи эмали, которые отражают и преломляют свет. Этот слой, состоящий из крохотных частиц, структурирован таким образом, что частицы отражают только короткие волны, обуславливая голубой оттенок. В живом зубе этот эффект обычно имеет место по канту резцового края, где нет дентина и проявляется эффект Гало. Так как толщина дентина повышается по мере продвижения к пришеечной области, здесь отражаются более длинные волны и цвет изменяется от серого до белого опалесцирующего (рис.20). В одном из неопубликованных исследований (02.2001), Ванини показал, что очевидно существует установленный и возвратный образец эффекта транслюценции в эмали. Этот образец можно классифицировать по категориям и затем снова разделить по элементам эффекта. Работы и учения Ванини все еще требуют всеобщего признания и научной проверки, но тем не менее мы получаем превосходный инструмент для диагностирования при выборе цвета. Кроме того мы получаем превосходный способ связи между кабинетом дантиста, зубным техником и изготовителями материалов. Ванини утверждает, что все опалесцирующие, транслюцирующие или эффекты в эмалях можно разделить на три категории:
 
  • интенсивные эффекты;
  • опалесцирующие эффекты;
  • и/или характеризация.

Интенсивные эффекты проявляются, как отдельные интенсивно окрашенные области на поверхности эмали, обычно они имеют молочно-белый оттенок. Типичным примером интенсивных эффектов являются пятна, которые указывают на поверхности эмали на участки гиперминерализации (флюоросис).

Классификация опалисцирующих эффектов способствует структурированию типичных проявлений опалесценции в эмали. Типичным опалисцирующим эффектом является наличие голубого оттенка (эффекта Гало) не только в передних, но и в боковых зубах. Принимая во внимание его проявление, Гало эффект можно описать и классифицировать как маммелон, расщепленный маммелон, окно, гребешок. Пятый случай встречается у пожилых пациентов при потере ими канта режущего края. Эмаль истончается и внешние пигменты цвета смешиваются с опалесцирующей областью и образуют обычно пятно белого или янтарного цвета.

Обозначение последней категории описывает два общераспространенных примера эффекта характеризации: пятно и раскол; также как и ограниченные области таких эффектов, которые охватывают ареалы опалисцирующих и интенсивных эффектов. Например, в верхней и нижней частях области с эффектом Гало находится район с солидным эффектом эмали, который подчеркивает эффект Гало. Поэтому он будет классифицирован как маммелон или ограничивающий эффект.

Таким образом мы получаем, не только классификацию опалесцентных, транслюцентных и эмалевых эффектов по трем категориям, с последующим делением еще на четыре или пять элементов, но и легко объясняемую, повторяемую инструкцию с заранее запланированным результатом при определении цвета, что, кроме всего прочего, можно записать и снова воспроизвести (рис 21).

Рис. 21. Классификация Ванини опалесцентных эффектов эмали. Ванини разделил все эффекты на три широки категории: интенсивные эффекты, опалесцирующие эффекты и характеристики. Каждая группа разделялась далее в различные подгруппы. Тщательное наблюдение этих классификаций убедят читателя в том, что большинство эмалей и дентинов подпадают под эти категории. Применение этой системы значительно облегчают работу дантиста при определении цвета. Ванини еще упростил процесс тем, тем что изучал распределение этих цветов при влиянии различных эффектов. Он описываете три категории с всего четырнадцатью композитами, указывает облегченный путь для дантиста при записи воспроизведения цвета зуба и, что намного более важно, без необходимости обладания способностями художника. Процесс упрощается при применении карты цвета, на которой фиксируется весь процесс.

Эффекты связанные с возрастом в живом зубе

Зубы детей обычно описываться как белые, с яркой опалесценцией (рис 22), в то время как зубы пожилых пациентов темные, опаковые и стертые (рис 23).
 
  Рис. 22. Улыбка ребенка.
 
  Рис. 23. Улыбка пожилой пациентки.
 
Как это происходит? Зубы детей имеют сильно васкуляризированый опаковый дентин, который окружен толстым слоем эмали. Толстый и интактный слой эмали прячет и снижает опаковый эффект дентина. Зубы детей проявляют четко различаемые эффекты опалесценции и Гало-эффект в области резцового края.

У пожилых пациентов кровоснабжение дентина снижается и канальчики покрываются склеротическими бляшками. Хотя дентин с бляшками пропускает больше света, хроматичность повышается и дентин выглядит темным: эмаль вытирается и становится тоньше одновременно со снижением яркости, соответственно мы можем видеть сквозь тонкий слой эмали опаковый дентин. Тонкая эмаль демонстрирует низкий опалесцирующий эффект особенно на канте резца, который часто теряет эмаль по причине функционального износа; также аккумулированные пигменты цвета затеняют зуб.

Цвет композитных материалов

Настоящим испытанием для дантиста, исследователя и изготовителя, является подбор цвета синтетического реставрационного материала соответственно живому зубу, другими словами припасовка синтетического материала на живую ткань. Живой зуб обладает естественной жизненностью, и цвет зуба является результатом его анатомических и биомеханических свойств. Смесь всех составляющих живого зуба обуславливает естественный цвет зуба; и только изменение этой структуры либо прямое применение цвета обусловят изменение цвета, например, вследствии старения или патологического разрушения. С другой стороны синтетический материал требует заранее установленного цвета, который интегрируется в материал как его неотъемлемая часть. Таким образом для достижения подходящего цвета необходимо изготовить широкий выбор различных оттенков цвета, цветов с различной яркостью и хроматичностью одного и того же материала.

Другая проблема состоит в том, что возрастные изменения, обуславливающие изменение цвета живого зуба по сравнению с синтетическими материалами, выглядят по-разному. Изготовители композитов пробовали раньше решить эту проблему с помощью композитов, обладающих так называемым эффектом хамелеона – вещество с мелкозернистым наполнителем пропускало достаточно света сквозь материал, чтобы адаптировать цвет к окружающей ткани зуба. Но вследствии низкой опалесценции, флюоресценции и яркости необходимая жизненность была полностью утрачена. Эти первые композиты обладали также другими негативными чертами, которые даже сегодня приписываются современным композитам, так как большие частицы обуславливали быструю потерю блеска и не удовлетворяющую твердость края. В поисках лучшего качества химические и физические свойства композитов были изменены, появились композиты с мелко зернистыми наполнителями. Несмотря на то, что их реставрационные свойства были улучшены, композиты выглядели толще и более опаковыми, а потому не эстетичными. Вопрос о качественных эстетических реставрациях продолжает и сегодня волновать умы многих исследователей.

Для того, чтобы удалить недостатки в эстетике были изобретены другие цветные композиты отдельно для дентина и для эмали. Дентин получил необходимую твердость вследствие увеличенных частиц наполнителя, в то время как эмаль воспроизводит эстетическую красоту с помощью наполнителя с субмикронными частицами, которые обуславливают высокий блеск при низкой абразивности. Так как частицы современных композитов становятся меньше, а их концентрация возрастает, двухслойная система всегда остаётся актуальной. Благодаря пигментным добавкам были разработаны эмали, которые воспроизводят эффекты опалесценции, флюоресценции и яркость всех трех участков зуба. В нашем распоряжении находиться широкий выбор интенсивных эмалей, которые позволяют в полной мере воспроизвести эффект опалесценции. Производители попробовали превзойти самих себя и изготовить больший выбор различных композитов. В действительности качественная композитная система, по их мнению, должна включать в себя в общем 62 различных оттенков дентина и эмалей.

Проблемы определения цвета

Тенденция производить все больше и больше естественных оттенков керамических, композитных или акриловых реставрационных материалов, привел к огромному количеству предлагаемых оттенков. Но этот широкий выбор полностью запутал дантиста, барахтающегося в поиске точного оттенка. Большой выбор оттенков дентина, отсутствие стандартизированных оттенков эмали, интенсивные цвета, пигменты, флюоресцирующие краски и даже выбеленные оттенки цвета требуют безотлагательного упрощение.

Ситуация ухудшается ещё и тем, что все производители, особенно те, которые предоставляют качественные материалы, но соответственно специфике лишь определенной системы применения, пытаются достичь идеальной эстетической реставрацию.

Автор мог составить доклад, исходя из опыта полученном в поездках в этом десятилетии, что больше всего подвергаются критике со стороны дантистов сложная и запутанная система определения цвета. Виноваты в этом, преимущественно, слишком большое множество оттенков цвета и слишком большое число существующих систем.

Надежное руководство по определению цвета

Принципиальным требованием в стандартизованном руководстве было игнорировать все впечатления от объективных и субъективных элементов, и концентрироваться на влиянии биофизиологической структуры зуба и взаимодействии со светом. Ванини исследовал эти связи и описал в 1996 году в двух опубликованных книгах взаимодействие света с твердой зубной тканью с одной стороны и взаимодействие с композитными материалами с другой стороны и сравнил их. Взаимодействие света с зубом уже обсуждалось в предыдущих главах и может идентифицироваться как полихроматический эффект дентина и светопропускающие опалесцирующие эффекты эмали. Чтобы воспроизводить эти эффекты в синтетических композитных материалах, необходимо придерживаться следующих критериев:
 
  • наличие двухслойной композитной системы, состоящей из дентина и эмали;
  • дентин должен обладать высокой опаковостью и незначительной транслюценцией.

Оттенок цвета (Hue) варьируется от 1 до 6 в области желто-красных оттенков. Идеальная система должна представлять интегрированную систему оттенков. Смешение оттенка 1 с оттенком 2 дает, по определению CIEL*A*B*, цвет оттенка 1.5.

Это невозможно ни с системой Вита, ни с системой Ивоклар, так как они не упорядочены по хроматично-спектральным признакам. Автор признает лишь одну систему композитов, которая предлагает такую спектральную упорядоченность дентинов, собственно говоря это Enamel Plus HFO «Новое поколение» с единственными в своем роде универсальными дентинами одного оттенка. Эта система предлагает действительно хроматическую упорядоченность:

  • дентины содержат флуоресцентные пигменты;
  • единственный в своем роде слой гласс-конектора из синтетического материала воспроизводит функции протеинового слоя между дентином и эмалью;
  • наличие эмали с тремя уровнями полупрозрачности (высокой, средней и низкой)
  • материалы для эстетического моделирования, для воспроизведения опаковых участков и областей интенсивного окрашивания;
  • наличие подготовленной напечатанной карты, с помощью которой можно записывать использованные оттенки композитов и особенности зубов пациентов (изобретение доктора Ванини).

Техника стратификации

 
Рис. 24. Классификация по Ванини.  

Индивидуальный цвет живого зуба можно установить с помощью специальной хроматической диаграммы (карта цвета доктора Ванини, рис. 24). Согласно методике Ванини, прежде всего необходимо установить цвет и его распространение по площади зуба. Эта процедура проводится перед каждой реставрацией для того, чтобы цвет зуба соответствовал обеим техникам, а именно в влажном и сухом состояниях. Кроме того, необходимо найти по возможности идеальные условия для определения оттенка цвета, приблизительно как делается набросок в научной литературе. Для определения основного цвета автор предлагает при реставрации максимально возможно упростить эту процедуру. При этом во внимание должен преимущественно приниматься оттенок цвета группы А, В оттенок необходим достаточно редко. C и D оттенки являются только серыми версиями A и B и могут воспроизводиться легко, при использовании эмали с более низкой яркостью. Ведущая хроматичность определяется, отмечается, так же как и два более светлые оттенка того же цвета. Например если A2 является основополагающим оттенком, то в диаграмму также добавляются оттенки A3 и A4.

Затем определяется яркость эмали на поверхности и выбирается соответствующий композит (например GE2).
Большинство производителей качественных композитов предлагают соответственно трем типам яркости эмали на поверхности зуба различные оттенки композитов, а именно низкий (серый), средний (кремовый) и высокий (белый). У различных изготовителей существуют определенные различия в терминологии, но эти основополагающие правила являются обязательными для всех. Дантист только должен установить, какой яркости соответствует каждый из композитов. Опалесцентная эмаль выбирается так же, как и определяющая основная эмаль определенного образца и отмечается. Ванини указывает, что преобладающими являются оттенки голубого, белого и янтарного цвета, и что в эстетической реставрации для достижения заранее запланированного результата он ограничивался этими три цветами. Если преобладает серый цвет, его можно воспроизвести нанесением более толстых слоев эмали более низкой яркости.

Выбранный оттенок интенсивных эмалей также фиксируется, здесь Ванини указывает, что преобладающим цветом является белый. Большинство современных композитных систем предлагают высоконасыщеные белые тона, которые можно использовать при реставрациях.
На завершающем этапе выбираются флуоресцентные краски и также фиксируются в диаграмме. Большинство характеристик можно воспроизвести тремя оплесцирующими эмалями, хотя автор в случае пятен или трещин использует коричневый или охровый керамический пигмент. Большинство качественных композитов предлагают определенный набор дополнительных красок, с которыми могут воспроизводиться все эффекты характеристик зуба.

Завершенная хроматическая диаграмма зуба (карта цвета ) передается помощнице врача. Они подготавливает необходимые оттенки цвета с помощью клиновидных образцов и размещает их на специальной палитре для композитов со светозащищающим покрытием для предотвращения досрочный полимеризации.
Прочитав вышеописанный процесс, читатель должен понять, что, в среднем почти 90 % (86 %) всех эстетических реставраций просты. Реставрация предполагает только правильный выбор трех из семи возможных основных дентинов группы А, наряду с этим выбор из трех основных эмалей с соответственно градуированной яркостью, и, наконец, установление одного из трех опалисцирующих оттенков, а также, возможно, интенсивного оттенка цвета плюс, возможно, немного флуоресцентной краски.

Итак, при использовании только 12 основных компонентов композитной системы воспроизводится естественный цвет зуба с заранее определенным результатом. Остальные 14% могут воспроизводиться с помощью оттенков В группы, которые изменяются от 1 до 6. Этот образ действия способствует упрощенному выбору цвета, если сравнить с 62 оттенками, которые предлагались в ранее описанной идеальной системе.

Все необходимые клинические процессы с полным описанием образа действия при реставрациях класса I, класса II и класс IV будут описаны в деталях в следующей статье. В данной статье описывается только основный принцип и целевая установка. Нашей основной целью является воспроизведение дентинового слоя, который производит полихроматический-оптический эффект или хроматически образованные полосы. Как более простое описание здесь дана инцисальная облицовка, однако продемонстрированная техника является применимой к реставрациям всех классов. Первые использованные порции материала имеют самый насыщенный, темный оттенок из выбранных цветов (Hue). Этот слой распределяется от цервикальной области до средней трети. Наиболее толстый слой в верхней цервикальной области, он утончается по мере продвижения к средней трети зуба. Слой не гладкий и не имеет одинаковую толщину, так как его мезиодистальная и цервикоинцесальная толщина варьируется (рис. 25). Следующий слой имеет оттенок, отвечающий среднему из трех выбранных. Он наносится приблизительно от середины цервикальной трети до середины инцисальной трети и покрывает смоделированный нижележащий слой (рис.26). Этот слой также наносится неравномерно, то есть видны области более тонких и толстых слоев композита.

Наконец наносится самый светлый из выбранных оттенков, этот слой покрывает предыдущие и разравнивается. Перед полимеризацией соответственно образцу в хроматической диаграмме образуются фиссуры и промежутки (рис. 27). Воспроизводится Гало-эффект, то есть образуется очень тонкая канавка сразу над дентиновым кантом резцового края.

   
   Рис. 25. Первый слой дентина самого темного оттенка, уложенный слоями в форме волн, он толще всего в цервикальной области и доходит до средней трети Рис.26. Следующий слой дентина имеет оттенок, отвечающий среднему из трех выбранных. Он наносится приблизительно от середины цервикальной трети до середины инцисальной трети и покрывает смоделированный нижележащий слой  Рис. 27. Нанесение дентина завершается нанесением самого светлого оттенка. Он полностью охватывает поверхность зуба и затем его поверхность разглаживается. Канавки и пустые пространства формируются соответственным образом согласно карте цвета перед полимеризацией.  

 Тогда наноситься очень тонкий слой наполненной флуоресцирующей смолы («glass - connector»), который служит как светорассеивающий слой, распределяется по всей поверхности зуба и полимеризируется. Этот слой безусловно необходим, чтобы избегать нежелательных эффектов опакового дентина, которые понижают яркость эмали.

Затем воспроизводятся свойства эмали, которые отмечались на хроматической диаграмме (карте цвета). Голубая опалесцентная эмаль вкладывается в подготовленные канавки, для чего используется минимальное количество интенсивно опалесцентной массы. Этот голубой слой эмали особенно подчеркивается, если формировать край слоя дентина вдоль самого нижнего края Гало-формы. Маммелоны наполняются затем белой, янтарной или голубой опалесцирующей эмалью или комбинацией из всех трех. Интенсивные расцветки наполняются интенсивными эмалями, соответственно желаемому результату, как указано в хроматической диаграмме. Например, можно распределить по поверхности зуба горизонтальный полоски, который затем заполняются интенсивно-белыми эмалями (рис. 28).
При достижении необходимого цвета, запланированного в хроматической диаграмме, уложенные слоями эмали полимеризуются. При применении эффектных эмалей особое внимание должно уделяться количеству данного композита. Популярные композитные системы предлагают специальные эффектные эмали, то есть речь идет о смолах очень интенсивной окраски. Широкое употребление этих интенсивных эмалей может послужить причиной негармоничных эффектов и разрушить всю эстетическую реставрацию. Минимальные порции этих эмалей являются оптимальным вариантом для большинства реставраций. Их тщательно и экономно размещают в заранее сделанных на поверхности дентина углублениях.

Автор считает, что альтернативной и более простой техникой, может быть заполнение углубленных областей и канавок той же эмалью, которая применялась на поверхности. Несмотря на то, что возникают области с более толстым слоем эмали, может производиться более тонкая передача хроматического образца диаграммы, хотя не происходит никакого изменение цвета. Реставрация покрывается эмалью необходимой яркости, полимеризуется, полируется (рис.29) и завершается.

   
  Рис. 28. Опалесцентная и интенсивная эмаль распределяются по заранее сформированным канавкам. В этом случае опалесцентный голубой наноситься в области Гало эффекта и опалесцентный белый в интенсивных областях. Рис. 29. Завершенный винир, который демонстрирует полихроматичный дентин и опалесцирующие эмалевые эффекты.  

Этот процесс известен как техника наслоения композитами («Stratified Layering «). Она гармонично граничит с техникой, которая описывалась в первой статье в этом выпуске. Следующая статья будет описывать в деталях клинические процессы, с которыми производятся реставрации класса I, класс II и класс IV. Кроме того, здесь будет описана техника, которая содействует одновременному применению обеих техник стратификации.

Благодарность

Автор хочет поблагодарить следующих замечательных дантистов за длинные часы в бассейне. Во время длинных дискуссий за кофепитием и на пляже они постепенно раскрыли для него феномен систематического и заранее запланированного определения цвета:
Дидиер Дичи, Роберто Спреафико, Вальтер де Вото, Бернард Тоуаты, Паскаль Циман, Дуглас Терри, Вилли Геллар и Ронни Гольдштайн.
Но прежде всего автор хочет выразить благодарность и признание доктору Лоренцо Ванини, за ту роль, которую он сыграл при издании этой статьи. Эпос и дух этот издания базируются, в основном, на работе и исследованиях, который проводились доктором Ванини. Автор хочет выразить ему благодарность за многие часы дружеских занятий, и за «просвещение» в определении цвета зуба. В конце автор выражает благодарность фирме Мицериум (Генуя, Италия), доктору Лоренцо Ванини (Италия) и фирме Optident Ltd. За разрешение использовать оригинальные фотографии и документы.

Об авторе.

Девид Клафф является бывшим президентом и учредителем Британской академии эстетической стоматологии (BAAD). Он занимается частной практикой в Лондоне, специализируется на реставрациях и протезировании. Наряду с этим он экстенсивно обучал адгезивной стоматологии в Европе, в Азии, в США и в Объединенном королевстве и прочитал много лекций на эту тему.