СОВЕРШЕНСТВО В ЭСТЕТИКЕ

эксклюзивная продукция
для эстетической стоматологии

материалы, оборудование, инструменты

Micerium S.p.A., Ronvig Dental Mfg, Garrison Dental Solutions

 

Получить более подробную информацию или
оформить заказ Вы можете по телефонам
+38 067 335 7401, +38 066 084 5851, +38 093 486 6635

 

  1. 0
  2. 1
  3. 2
  4. 3
« »

Доскональное знание зубной морфологии - это, пожалуй, один из основных факторов, определяющих успех индивидуальной эстетической реставрации как керамической, так и композитной.

Особенно это касается непрямой техники реставрации. Компетентность техника в области морфологии тканей зубов играют фундаментальную роль в репродукции формы, где нельзя пренебречь ни одной деталью.

Как известно, воспроизведение цвета зуба напрямую зависит от морфологии зубных тканей: адекватная насыщенность - это результат правильной стратификации различных элементов в пределах имеющегося для создания реставрации объема. Общая гармония конечного результата является балансом цвета и корректного воспроизведения зубной морфологии.

Знание основ морфологии и способность гармонично передать строение бугорков и текстуры поверхности позволяют выполнить реставрацию, гармонирующую с остальными зубами, пародонтом и лицом.

Совершенно необходимо выверить позицию валиков, которые считаются основными элементами анатомической формы зуба и обычно разделены вертикальными бороздами первого порядка. Это нужно для получения корректного соединения различных элементов (краевых валиков, вестибулярных гребней, переходных областей, режущего края, горизонтальных борозд) и, следовательно, достижения идеальной композиции зуба (рис.1, 2).

   
Рис.1. Биологическая архитектура зуба и совокупность первичных элементов реставрации из керамики...  Рис.2. ...и композита  

 Развитие каждого валика определяется его направлением, толщиной и соединением с другими валиками. Зубная морфология - результат нюансов и соединений валиков (рис. 3).

         Рис.3. Позиция и направление валиков зависит от первичной формы зуба - овальной, треугольной или квадратной.

 Текстура поверхности чрезвычайно важна для эстетического эффекта реставрации, и способность воспроизвести ее помогает имитировать такой процесс, как естественное старение зуба. Так как природа единственная модель для нашей работы, кропотливое изучение естественных зубов вместе с хорошей практикой - ключ к развитию необходимых навыков в создании "невидимой" реставрации. С точки зрения эмбриологии, зуб - это гармоничная совокупность выступов, которые, соединяясь между собой, образуют валики и борозды. Моделируя реставрацию, крайне важно концентрироваться на позиции и размере валиков, а не борозд и ямок, которые в действительности являются результатом соединения валиков. Также важно согласовать форму и цвет реставраций с возрастом пациента (рис. 4).

                Рис.4. Естественные зубы являются наилучшей моделью для изучения возрастных изменений.

Существует множество факторов, изменяющих внешний вид зуба, например, изменение опорных тканей пародонта и появление стираемости. Эти процессы связаны с возрастом и имеют сильное влияние на эстетику зубов. В подростковом возрасте такие особенности, как краевые и вторичные валики, горизонтальные бороздки и линии ярко выражены, придавая поверхности неровный вид. С возрастом текстура поверхности зуба меняется в связи с продолжающейся стираемостью вестибулярной поверхности и механическим воздействием зубной щетки. Как следствие, типичная шероховатая эмаль молодого зуба сменяется глянцевой зрелой эмалью, что влияет на общую цветовую насыщенность зуба и связано с увеличением отражения света дентином. Год за годом большая минерализация увеличивает прозрачность эмали, помогая цвету дентина постепенно проявляться. Прежде этот цвет был заглушен матовой молодой эмалью с низкой прозрачностью.

Цвет зубов также определяется возрастными изменениями, происходящими в дентине. Чем старше становится дентин, тем больше воды он абсорбирует и тем более прозрачным он становится. Так яркий цвет зубов постепенно приобретает более темные оттенки. Интенсивно белые молодые зубы с годами приобретают желтоватые и, наконец, коричневатые оттенки. для корректной эстетической реставрации морфологические и хроматические модификации, связанные со старением, должны быть реалистично воссозданы в полном объеме. Попытка имитации эффекта биологического старения только путем поверхностного раскрашивания без учета внутренних изменений дентина может отрицательно повлиять на окончательный результат.

У подростков мамелоны в норме хорошо выражены, но исчезают в сравнительно молодом возрасте из-за естественной стираемости. Последующая прогрессирующая стираемость вызывает уплощение и укорочение режущего края, форма которого обусловлена индивидуальными особенностями окклюзии. Из-за наклона зубов стертые фасетки на верхних резцах не видны с вестибулярной поверхности, а стирание проявляется постепенным укорочением режущего края.

Вследствие истирания поверхности, особенно режущего края, может обнажиться дентин. Так как дентин мягче эмали, он обычно стирается быстрее, образуя углубление вдоль режущего края. Открытый дентин подвержен окрашиванию, что так- же будет влиять на общий цвет зуба.

Зубы молодых людей имеют хорошо выраженную текстуру, которая из-за абразии с годами сглаживается. Эти вариации поверхности необходимо имитировать в реставрации по этой же схеме, принимая во внимание возраст пациента (рис. 5).

 
                        Рис.5. Возрастные изменения формы и цвета зубов.

 После нанесения и обжига опаковой массы необходимо выровнять поверхность коронки и привести ее периметр в соответствие с периметром соседних зубов. Удлиненным алмазным бором в горизонтальном и вертикальном направлении выверяем периметр коронки (рис.6.1). Далее основное внимание должно быть уделено внешний профилю - вестибулярным валикам. Алмазным шаровидным бором в продольном направлении формируем валики первого порядка. Тонкой вольфрамовой фрезой создаем вторичные вертикальные детали на вестибулярной поверхности коронки (рис.6.1-6.6). Горизонтальные борозды, выделенные карандашом, доходят до проксимальных переходных областей. Борозды резцовой области более многочисленны и следуют направлению, заданному валиками и их соединением. В цервикальной области, напротив, борозд меньше и они более выражены (рис. 6.7).

 
 
     Рис.6 (1-7). Основные этапы воспроизведения естественной анатомической формы зубов при изготовлении керамической реставрации.  

 Для финишной обработки мы используем небольшой шаровидный алмазный бор и аккуратно следуем по ранее заданному направлению(рис.6.8,6.9). В завершение поверхность должна быть сглажена абразивными головками (рис. 6.10).

 
     Рис.6 (8-10). Основные этапы воспроизведения естественной анатомической формы зубов при изготовлении керамической реставрации.  

 Головки из наждачной бумаги и самоглазуровка после обжига помогут придать реставрации естественный вид и имитировать эффект естественной стираемости. Имитация биологического старения может быть усилена с помощью паст с алмазным наполнителем или на основе пемзы, которые придают типичный блеск "стареющего зуба" (рис. 6.11-6.13).

Теперь мы готовы повторить финишную обработку по той же схеме. Полученный эффект невероятно естественен благодаря точной технике наслоения и скурпулезному выполнению каждого этапа финишной обработки.

После нанесения всех слоев реставрационного материала необходимо проверить правильность формы, для этого можно покрыть коронку "серебряным" порошком, убирающим зеркальное отражение с поверхности. Перед окончательной полировкой он легко смывается (рис.6.14-6.16).

 
     Рис.6 (11-16). Основные этапы воспроизведения естественной анатомической формы зубов при изготовлении керамической реставрации.  

Для техника важно уметь выполнять фундаментальные процессы финишной обработки по одной и той же схеме для любого материала.

При лабораторной технике изготовления композитные материалы также позволяют получить очень хорошие эстетические результаты с долговременной стабильностью поверхности (рис.7).

      Рис.7.

Для механической финишной обработки возможно применение тех же техник и инструментов, что и для керамики. Отличие только в использовании абразивной пасты для придания блеска без помощи глазури или дополнительного обжига. Мы используем микрогибридные композиты нового поколения. В настоящее время он успешно применяется для лабораторной техники изготовления непрямых реставраций (рис. 8).

 
 

     Рис.8. Основные этапы воспроизведения естественной анатомической формы зубов при изготовлении реставрации из микрогибридного композитного материала.

 

Они обладают высокой способностью к полировке, а характеристики поверхности обеспечивают практически физиологическую устойчивость к абразии (рис. 9).

Рис.9. Основные этапы воспроизведения естественной анатомической формы зубов при изготовлении реставрации из микрогибридного композитного материала.

 

Об авторе.

Член «Европейской академии эстетической стоматологии», «Итальянского общества эстетической керамики». Преподаватель специализированных курсов о прямых эстетических реставрациях при помощи композитов в «Центре дополнительного образования» SICED в г.Брешиа. Преподаёт курс «Лабораторная техника» для зубных техников в институте «G.Mazzini» г. Савона.

 Автор многочисленных статей об эстетических непрямых техниках и временных конструкциях в стоматологических журналах Европы и США. Автор книги "Техника мультистратификации керамики".

   Сотрудничает с компаниями, которые занимаются поиском и научным исследованием материалов для зубной эстетики (композитов и керамики). Принимал непосредственное участие в разработке композита Enamel Plus.