• image
  • image
  • image
  • image
  • image
  • image
  • image
  • image
  • image
  • image
  • image
  • image
  • image
  • image
  • image
  • image
  • Эксклюзивный дистрибьютор компании «Micerium S.p.A.» (Италия) в Украине

          «Лигея», являясь эксклюзивным дистрибьютором компании “Micerium S.p.A.” (Италия) имеет в своем арсенале все для создания высокоэстетических реставраций - от уникального материала до малейших акссесуаров, которые могут понадобиться Вам в создании шедевра реставрации максимально приближенного к природе зуба.

С течением времени меняются не только технологии и материалы, но и наше представление об эстетической стоматологии. Изменилась сама концепция эстетики и из разряда субъективного ощущения красоты она превратилась в целую науку со своими правилами и законами. Это молодая наука и сравнительно недавно появились параметры, по которым определяется эстетичность улыбки пациента. Как ни странно, но еще в середине ХХ века никто не обращал внимание на баланс красного и белого, симметрию и линию межзубных контактных пунктов, а эстетичной реставрацией считалась удачно подобранная по цвету и хорошо отполированная пломба. Сегодня этого мало.

 Существует целый ряд параметров, опираясь на которые, мы должны моделировать дизайн улыбки пациента. Композитные реставрации, в свою очередь, не толь ко должны соответствовать по цвету, форме и органично вписываться в общий дизайн улыбки, но и повторять все анатомические особенности естественных зубов пациента, иметь макро- и микротекстуру, если необходимо трещины, пигментации или другие характеризации (рис. 1).

Рис.1. Пример макро- и микро- 
текстуры на 21 зубе.

Взгляните на фотографии реставраций, которые 10 лет назад казались Вам совершенными, и если найдете целый ряд недостатков, значит, Вы развиваетесь как специалист и идете в ногу со временем. Канули в лету времена, когда цвет будущей реставрации определялся путем сравнения одного оттенка пломбировочного материала или стандартного кода по шкале Vita с зубом, а при моделировании использовались универсальный дентин и один оттенок эмали. Сегодня мы говорим о 5 составляющих цветовой формулы зуба — оттенок цвета, яркость, интенсивность, опалесцентность, индивидуальные характеризации и для каждой характеристики цвета «EnameI РIus HFO» Micerium (Италия) имеет набор определенных масс и красок.

Не будем перечислять комплектацию наборов «EnameI РIus HFO» — это легко узнать из методического указания, продающегося вместе с материалом. Лучше коснемся философии самого материала. «EnameI РIus HFO» — это философия интерпретации цвета с последующей анатомической стратификацией реставрации. Целью создания материала и техники стратификации является разработка конкретных технологических рекомендаций для большинства клинических случаев, встречающихся в повседневной практике стоматолога. Мечта любого доктора иметь в своем арсенале универсальный материал с большим потенциалом, при помощи которого можно рассчитывать на отличный результат. Но просто купить набор материала «EnameI РIus HFO» и начать работать им практически невозможно. Этот материал — квинтэссенция многолетних исследований L . Vanini в области взаимодействия света, твердых тканей зуба и композитных материалов, поэтому прогнозируемый результат возможен только после детального изучения концепции чтения, интерпретации цвета и техники анатомической стратификации.

Немаловажно иметь представление о физической теории света и о процессе цветообразования (аддитивный и субтрактивный синтезы), потому что цвет — это свет, а наше восприятие цвета всего лишь интуитивный анализ отраженного от предмета света. Большинство людей способны отличить красный цвет от зеленого, но отличить близкие оттенки способны далеко не все. В практике стоматолога правильно определить и интерпретировать цвет зуба является ключевым моментом.

Итак, приобретя «EnameI РIus HFO», Вы начинаете новый этап в своей карьере «художника-реставратора», а как любому художнику Вам понадобятся краски. Именно о красках «Fluorescente Flow Stain» пойдет речь в этой статье. Компания Micerium выпускает набор «Fluorescente Flow Stain» из б флуоресцентных красок: белый, желтый, оранжевый, голубой, коричневый и темно-коричневый. Дополнительно можно приобрести кремовую, красную, черную, цвета хаки и прозрачную для регулирования интенсивности красок. Краски изготовлены на основе органической матрицы: Диуретанметакрилат, Изо-пропилен-бис(2(3)-гидрокси-3(2)-4(фенокси)пропил)-бис(метакрилат)(Бис-ГМА),1,4-Бутадионметакрилат. С неорганическим наполнителем 50% по весу размером от 0,012 до 0,7 микрон.

Как уже было сказано, реставрации должны иметь индивидуальные характеризации, которые придают естественный вид Вашему творению. Некоторые из них, такие, как трещины, пигментации, а для любителей экстремальной эстетики — эффект кариеса, моделируются при помощи красок. Что касается эмалевых трещин, то они присутствуют в бóльшей или меньшей степени почти у всех людей старше 25 лет независимо от пола. Трещины на «молодых» зубах настолько тонки, что в них не проникает влага и они видны только за счет преломления света при боковом или оральном освещении (рис. 2).

На «пожилых» зубах трещины более широкие, имеют четкие текстурные очертания, в них уже способна проникать влага, и они, как правило, пигментированы (рис. 3).

Рис. 2. Пример вида трещин при разных углах освещения. Рис. 3. Пример трещин на зубах пожилого человека.
 
 
 
 
 
Рис.4 - 9.  

Исходя из этих особенностей, существует 3 типа моделирования трещин:

  • Моноскопический.
  • Стереоскопический плоский.
  • Стереоскопический объемный.

Первый тип наиболее прост в исполнении и подходит для моделирования трещин «пожилых» зубов. Техника заключается в следующем: на поверхность где Вы запланировали трещину, наносится тонкий слой композита, адаптируется и ультратонким инструментом рассекается далее кисточками или силиконовыми инструментами, корректируете ширину и конфигурацию будущей трещины. После полимеризации заполните трещину краской «Fluorescente Flow Stain» необходимого цвета, например, коричневой или оранжевой, полимеризуйте и закройте тонким слоем композита с низкой опаковостью, например «EnameI РIus HFO» OBN. Текстурное очертание трещины можно сделать до полимеризации композита тем же ультратонким инструментом или после полимеризации скальпелем (рис. 4–10).

Второй тип больше подходит для моделирования трещин на боковых зубах и в зависимости от клинического случая возможна имитация трещин как на «молодых», так и на «пожилых» зубах. По технике моделирования стереоскопические плоские трещины во многом похожи на моноскопические, по сути это две моноскопические расположенные в разных уровнях композита основная и дублирующая. В зависимости от возраста имитируемой трещины подбираются цвета основной и дублирующей линии. Для имитации трещины на «молодых» зубах дублирующую линию необходимо сделать цвета лаванды (вспомните основы цветообразования, а именно субтрактивный синтез и смешайте «Fluorescente Flow Stain» голубого и красного оттенков, нужной яркости можно добиться, подмешивая черную краску, после чего разведите прозрачным до необходимой интенсивности цвета), а основную — белого цвета необходимой интенсивности. При моделировании трещин на «пожилых» зубах дублирующая линия белая, а основная — оранжевая, коричневая или темнокоричневая в зависимости от того, насколько Вы хотите визуализировать трещину.

Главной особенностью стереоскопических объемных трещин является их способность «играть» при разных углах зрения, правдоподобно имитируя реальные трещины. Отличие искусственных трещин от реальных, пожалуй, только в том, что помимо ширины естественные трещины меняют цвет в зависимости от типа и угла освещения. Такой роскоши искусственные трещины себе пока позволить не могут, но будем надеяться, что ждать осталось недолго и на рынке появятся краски, которые способны отражать все особенности естественных трещин. По типу моделирования стереоскопические объемные трещины делятся на два метода:

  • Метод рассечения.
  • Метод латеральной сегментации.

Оба этих метода дают великолепный объемный эффект и в общем не так уж сложны в исполнении. Метод рассечения более простой, быстрый и не требует глубоких познаний в теории преломления света. При моделировании «пожилых» и «молодых» трещин можно обойтись одним тоном краски, вопрос стоит только в подборе и замешивании ее. Для этого необходимо детально изучить структуру эмали, ее прозрачность, опалесцентность и, возможно, уже существующие трещины на соседних зубах или зубах-антагонистах. Техника моделирования заключается в следующем: после окончательного моделирования поверхность неполимеризованного композита (толщина композита должна быть достаточной для объемного эффекта) рассекается при помощи ультратонкого инструмента под углом 45–30°, потом канавка заполняется краской и при помощи силиконового инструмента стягиваются края. Окончательная конфигурация трещины мо- делируется тем же силиконовым инструментом. После полимеризации трещину лучше закрыть тонким слоем композита (рис. 11–16 фантом).

Рис. 11-16.

Метод латеральной сегментации более сложен и требует большого внимания и кропотливости. Суть техники заключается в том, чтобы создать зоны с разной опаковостью, а следовательно, и разным светопреломлением. Моделирование трещины начинается с дентиновых слоев и постепенно поднимается к эмалевым. На месте, где Вы запланировали трещину, в дентиновом слое изготавливается грань под углом 70–60° и при необходимости подкрашивается. В зависимости от ширины будущей трещины латеральнее грани изготавливается сегмент из более прозрачного материала. Далее если это единственная трещина, моделирование дентинового тела продолжается в запланированном порядке. Если Вам необходимо изготовить еще некоторое количество трещин, то латеральную стенку прозрачного сегмента необходимо смоделировать отвесно примерно с таким же наклоном и при необходимости подкрасить. Моделирование трещин в эмалевых слоях продолжается по тем же принципам. Трещины, изготовленные таким методом, выглядят очень естественно, но для освоения этой методики необходимо время и терпение.


 Подводя итоги статьи, можно сказать, что на сегодняшний день существует достаточно технологий и методик для эстетичного исполнения реставраций. Несомненно, лучший материал для восстановления утраченных твердых тканей зуба — это собственная эмаль и дентин, к сожалению, эти технологии пока недоступны для использования в рутинной практике стоматологов, поэтому применение пломбировочного материала, максимально приближенного по оптическим, физическим и эстетическим свойствам к твердым тканям зуба, становится как никогда актуальным.

 

Об авторе.

К.м.н., 4-х кратный лауреат Чемпионата России по эстетическим реставрациям, обладатель специального приза «Кисть в руках художника-2003», опиньон-лидер Micerium Gruppo (Италия), официальный лектор FDI.

 

Яндекс.Метрика