1. 06

СОВЕРШЕНСТВО В ЭСТЕТИКЕ

эксклюзивная продукция
для эстетической стоматологии

материалы, оборудование, инструменты

Micerium S.p.A., MDC Dental, Dental Photography

 

Получить более подробную информацию или
оформить заказ Вы можете по телефонам
+38 067 335 7401 (Viber, Telegram), +38 066 084 5851

 

Единственным материалом, который может восстановить форму, цвет и функцию зуба прямым методом с максимальным сохранением тканей является композит.

Эстетические результаты с применением композита одного оттенка являются недостаточными, так как оптические и цветовые характеристики у эмали и дентина отличаются.

Именно поэтому в композитных реставрационных системах производители предлагают широкую гамму оттенков разной прозрачности и опаковости, позволяя, тем самым, осуществить технику послойного нанесения материала (метод стратификации). Сегодня техника анатомической стратификации позволяет улучшить эстетическую интеграцию, максимально приближаясь к цвету натурального зуба.

Как показывает опыт, техника стратификации требует несколько большего времени и не всегда удается добиться прогнозируемого эстетического результата, так как многое зависит от мастерства и знаний стоматолога.

Когда выбор тактики лечения делается в пользу прямой композитной реставрации, не важно, осуществляется она по принципу стратификации или нет, нам необходимо всегда принимать во внимание два следующих фактора: неустойчивость поверхности композита во времени и сероватый эффект границы перехода композита в зуб при работе с композитной эмалью. Это общая проблема всех композитных материалов.

Разработка новой эмали, показатель преломления которой сходен с натуральной эмалью, с улучшенными физическими характеристиками, позволяет преодолеть эти недостатки и упростить технику послойного нанесения. Упрощенная стратификация позволяет уменьшить зависимость прогнозируемости результата от навыков и мастерства стоматолога.

Оптические свойства эмали и дентина: основные понятия.

Цвет зуба является результатом оптических взаимодействий света с эмалью и дентином. Эмаль является полупрозрачной тканью зуба. Полупрозрачность зуба — это нечто среднее между опаковостью и прозрачностью. При толщине эмали в 1 мм в дентин в среднем проходит 75 % света. Общая яркость (уровень белого) почти полностью зависит от яркости эмали, что стоит учитывать при выборе цвета. Это зависит от количества отраженного света, который дает большую или меньшую яркость.

Яркость зуба не зависит от оттенка зуба и может определяться по черно-белой фотографии, это главный и самый важный показатель цвета и должен определяться в первую очередь. Обычно, средняя треть зуба более яркая, а режущий край, если он состоит из неподдержанной дентином, свободной эмали менее яркая, также в этом случае на режущем крае присутствуют голубые и янтарные зоны опалесценции.

В технике стратификации, предложенной проф. Лоренцо Ванини в 1995 году, опалесцентный эффект достигается наложением опалесцентной массы эмали. С возрастом толщина натуральной эмали уменьшается, она становится более прозрачной, стекловидной и более гладкой — все это приводит к снижению яркости.

Дентин более опаковый, чем эмаль и предопределяет оттенок и насыщенность зуба Дентин является флуоресцентным, то есть он абсорбирует ультрафиолетовые лучи света, невидимые для глаза, и реизлучает уже в видимом спектре.

Итак, цвет зуба состоит из трех составляющих: яркости, которая, в основном, определяется свойствами эмали, оттенка и насыщенности, которые определяются дентином. Тем не менее, цвет зуба не является единственным критерием для эстетической реставрации — форма, поверхность и гармоническое сочетание этих факторов являются не менее важными факторами.

Эмаль с индексом преломления света, эквивалентным натуральной эмали.

В классической технике стратификации довольно тяжело контролировать толщину слоев эмали и дентина, что может привести к возникновению серого свечения на границе зуб–композит, что делает реставрацию видимой. Этот эффект можно объяснить разным показателем индекса рефракции (преломления) композитной эмали и натуральной эмали зуба.

В настоящий момент производители продвигаются в направлении внедрения нано-частиц в композит для максимальной репродукции натуральных эффектов эмали.

Лоренцо Ванини и Томас Нием разработали новую композитную эмаль «Enamel Plus HRi» (производитель — «Micerium», Италия), индекс преломления света у которой такой же, как и у натуральной эмали.

Были предложены три вида эмали:

  •   „ высокой яркости — UE3 — для детей или отбеленных зубов;
  •   „ средней яркости — UE2 — для большинства зубов людей среднего возраста;
  •   „ низкой яркости — UE1 — для зубов людей пожилого возраста.

При этом, новая эмаль обладает свойством опалесценции и нет необходимости использования специальных голубых или янтарных опелесцентных эмалей.

Таким образом, новая эмаль позволяет упростить технику стратификации, получая при этом такой же эстетический результат. Мы апробировали новую эмаль в трех разных клинических случаях.

Упрощенная техника  стратификации: методика в 3-х различных клинических случаях.

Клинический случай №1.

Фрактура зуба 11 (рис. 1).

Когда объем дефекта большой, создание небной стенки значительно облегчает силиконовый индекс. Он может быть сделан из старой реставрации, либо с помощью воскового моделирования (рис. 2).

   
       Рис.1. Фрактура зуба 11.      Рис.2.Модель с восковым моделированием.  

 На вестибулярной поверхности делается скос в форме шамфера (вогнутый полукруг), на небной и проксимальных стенках создается прямой уступ (рис. 3, 4).

   
       Рис.3. Перед препарированием.     Рис.4. После препарирования.  

Из универсальной эмали создается небная стенка по силиконовому индексу, проксимальные стенки — с помощью лавсановых матриц. Стенки создаем в толщину натуральной эмали (рис. 5). Так мы получаем точную небную стенку с практически точной формой и без необходимости грубой коррекции по прикусу. Тело дентина воссоздаем из композитных дентинов разной хроматичности, а кончики мамелонов делаем светлее (рис. 6–8).

   
  Рис.5.  Небная стенка созданая по силиконовому индексу. Рис.6. Первый дентин.  
   
  Рис.7. Второй дентин. Рис.8. Третий дентин, белые кончики мамелон.  

Перекрываем все универсальной эмалью той же яркости. В конце полируем, создав перед этим макро- и микротекстуру (рис. 9, 10).

   
  Рис.9. Окончательный результат. Рис.10. Обратите внимание на опалесценцию режущего края зуба 11.  

 

Клинический случай №2.

Кариес и вторичный кариес зубов 12, 11, 21, 22 (рис. 11).

   
  Рис.11. Кариес и вторичный кариес зубов 12, 11, 21, 22
 

Гармония является одним из основных элементов эстетики. В случае гипоплазии можно ее иссечь, либо продолжить, чтобы получить эстетическую интеграцию реставрации и зуба.

В этом клиническом случае гипоплазия на зубах 12 и 22 была продолжена с применением белого интенсива. Гипоплазия на зубах 11 и 21 была иссечена по настоятельной просьбе пациентки. Препарирование заключалась в иссечении пораженных тканей, создание шамфера на зубах 12 и 22. В зоне гипоплазии зубов 11 и 21 иссекались только измененные ткани (рис. 12–14).

   
  Рис.12. Препарирование зубов 12 и 11
Рис.13. Препарирование зубов 21 и 22
Рис.14. Препарирование зуба 21
 

Этапы реставрации такие же, как и в предыдущем клиническом случае (рис. 15–18).

   
  Рис.15. Зуб 11 восстановлен только одной основной эмалью, небная и проксимальная стенки зуба 12.
Рис.16.Восстановлена дистальная стенка зуба 21, небная и проксимальная стенки зуба 22
 
   
  Рис.17. Восстановлено тело дентина зуба 12
Рис.18.Восстановлено тело дентина зуба 22  

Места иссечения гипоплазии на вестибулярных поверхностях зубов 11 и 21 заместились только одним оттенком основной эмали. Гипоплазия была создана перед наложением вестибулярной эмали белым опаковым интенсивом, имитируя продолжение пятна (рис. 19, 20).

   
  Рис.19. Наложен интенсив на зуб 12
Рис.20. Наложен интенсив на зуб 22
 

В завершение  все покрывается универсальной эмалью и полируется (рис. 21).

   
  Рис.21. Окончательный результат
 

 

Клинический случай №3.

Диастема между верхними центральными резцами.

Все лечение заключалось в изоляции рабочего поля раббердамом и наложении лишь одной универсальной эмали. Благодаря созданному контакту между зубами 11 и 21 удалось опустить десневой сосочек и добиться полной эстетической интеграции (рис. 22–24).

   
  Рис.22. До реставрации
Рис.23. Реставрация одним оттенком универсальной эмали
Рис.24. Вид с небной поверхности
 

Вывод

Появление эмали с показателем преломления таким же, как у натуральной эмали, позволяет упростить технику стратификации, при которой не обязательно использование трех хроматичностей дентина. В зависимости от величины полости можем использовать от одного до трех дентинов: с небной стороны формируется эмалевый слой, з вносится дентин, который покрывается вестибулярной эмалью. Более того, в случае локализации дефекта в толще эмали мы можем использовать только одну универсальную эмаль. Также упрощает стратификацию автоматическое образование композитной эмалью на режущем крае опалесценции голубого и янтарного цвета. Благодаря оптическим свойствам универсальная эмаль Enamel Plus увеличивает яркость реставрации с увеличением ее толщины и наоборот. Вышеописанные свойства, подобны свойствам натуральной эмали и способствуют достижению интеграции естественного цвета и высоко эстетичных результатов.

Об авторе.

 Основная специализация - минимально инвазивная эстетико-функциональная реабилитация с применением композитов, керамики и адгезивных технологий. Частная практика г. Львов.

Опиньон-лидер компании «Micerium S.p.A.» (Италия).

Прошёл курсы обучения в Италии у Лоренцо Ванини и Даниэле Рондони.

Активный участник конгрессов в области эстетической стоматологии, регулярно проводит авторские лекции, мастер-классы по эстетической реставрации а также курсы с работой непосредственно в клинике на пациенте.

Автор ряда публикаций в украинских и зарубежных печатных изданиях - «DentalTown», «Стоматолог Инфо», «Навистом».

Лектор образовательных центров «Лигея», «Веритас», «Медиадент», «Белый Град».

Член Европейской Ассоциации Косметической Стоматологии (ESCD).